- Нормативное правовое обеспечение
-
Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы от 15.03.2019 перейти
Концепция информационной безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1 перейти
Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе перейти
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 7.05.2017 № 35) перейти
Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы: одобрено Постановлением коллегии Министерства связи и информатизации Республики Беларусь 30 сентября 2015 № 35 и утверждена на заседании Президиума Совета Министров (протокол от 03.11.2015 № 26) перейти
Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г., № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах» перейти (Верхняя палата белорусского Парламента готовит поправки в действующий Закон «Об авторском праве и смежных правах» перейти)
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» перейти
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 102-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» перейти
Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» перейти
Указ Президента Республика Беларусь, 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» перейти
Указ Президента Республика Беларусь, 17 декабря 2010 г. № 92 «Об утверждении перечня поставщиков интернет-услуг, уполномоченных оказывать интернет-услуги государственным органам и организациям, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты» перейти
Указ Президента Республики Беларусь, 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» перейти
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций» перейти
Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16 декабря 2015 г. № 1044 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645» перейти
Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 123 октября 2017 г. № 797 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645» перейти
Государственный стандарт СТБ П 2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования» перейти
Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 февраля 2015 г. № 6 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах» перейти
Электронные образовательные ресурсы
перейти |
Каталог электронных образовательных ресурсов педагогов Слонимщины перейти
|
Правила безопасности в Интернете
Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима с той, в которой воспитывались их родители. Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование. |
|
С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет? |
- 1. Коммуникационные риски или риски общения
Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг).
Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.
Издевательство в сети наказуемо действующим законодательством. Согласно статьям 152, 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь человек, которого оскорбили, может обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства. Также оскорбившего можно привлечь к административной ответственности по статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для этого необходимо обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства с заявлением.
Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей.
Социологические опросы об информационной безопасности детей и подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди – 36 %. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем.
Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.
- 2. Потребительские риски
-
Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль.
По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Очень часто злоумышленники звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами узнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.
Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.
В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по статье 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь до 7 лет лишения свободы. Если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется родителям.
Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение о призе (компьютер, мобильный телефон и пр.). Для этого у несовершеннолетних просят сообщить данные электронной карты (родителей) и цифры, которые пришли в СМС-сообщении на телефонный номер.
Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в социальную сеть сбрасывают вредоносную ссылку, по которой человек попадает на поддельный сайт и «засвечивает» все данные своей платежной карты, после чего приходит сообщение о списании денег.
Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации – наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За совершенные преступления ребенком в возрасте до 14 лет несут ответственность их родители.
Основные показатели, характерные для Интернет-зависимости |
- Психологические симптомы
-
- хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
- невозможность переключиться на другую деятельность;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
- ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
- нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
- неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
- Физические симптомы
-
- синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
- Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
-
- высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
- «подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
- «экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
- «напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений;
- «неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
Правила безопасности для несовершеннолетних в сети Интернет |
- Придерживайтесь следующих правил:
-
- Не заходите на незнакомые и подозрительные сайты.
- Если к вам по электронной почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
- Если пришло незнакомое приложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
- Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
- Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
- Сообщайте своим родителям, когда сталкиваетесь с чем-нибудь в Интернете, что заставляет вас чувствовать себя неловко.
- Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы.
- Не выкладывайте свои личные данные в Интернете (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей, пароли от своей электронной почты, электронного кошелька и др.). Помните, любая информация может быть использована против вас, в том числе в корыстных и преступных целях.
- Используйте псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, пользовании он-лайн играми и в других ситуациях.
- Не размещайте и не посылайте свои фотографии незнакомцам. Будьте внимательны, если вас просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
- Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Старайтесь рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
- Если новый знакомый пытается говорить с вами на неприятные или пугающие темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщите об этом родителям или взрослым, которым доверяете, и сделайте снимок с экрана (screen-shot).
- Если вы пользуетесь чужим устройством для выхода в Интернет, не забывайте выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
- Ваши собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Не поддавайтесь на уговоры встретиться один на один, особенно – в безлюдном месте!
- Всегда помните!!!
-
- Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.
- В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.
- Если ситуация не находит решения
-
Вы можете обратиться по телефону доверия 170 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Горького, д. 79, или по телефону 55-70-33.
Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by.