Информатизация

Нормативное правовое обеспечение

Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы от 15.03.2019 перейти

Концепция информационной безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 № 1 перейти

Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе перейти

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 7.05.2017 № 35) перейти

Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы: одобрено Постановлением коллегии Министерства связи и информатизации Республики Беларусь 30 сентября 2015 № 35 и утверждена на заседании Президиума Совета Министров (протокол от 03.11.2015 № 26) перейти

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г., № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах»  перейти  (Верхняя палата белорусского Парламента готовит поправки в действующий Закон «Об авторском праве и смежных правах»  перейти)

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» перейти

Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 102-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» перейти

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» перейти

Указ Президента Республика Беларусь, 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» перейти

Указ Президента Республика Беларусь, 17 декабря 2010 г. № 92 «Об утверждении перечня поставщиков интернет-услуг, уполномоченных оказывать интернет-услуги государственным органам и организациям, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты» перейти

Указ Президента Республики Беларусь, 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» перейти

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций» перейти

Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16 декабря 2015 г. № 1044 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645» перейти

Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 123 октября 2017 г. № 797 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645» перейти 

Государственный стандарт СТБ П 2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования» перейти

Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 февраля 2015 г. № 6 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах» перейти


Электронные образовательные ресурсы

эор1

перейти

эор2

перейти

эор3

перейти

эор4

перейти

эор5

перейти

эор6

перейти

эор7

перейти

эор8

перейти

 

Каталог электронных образовательных ресурсов педагогов Слонимщины перейти

  • Электронные ресурсы в образовательном процессе
  • Электронные ресурсы в воспитательной работе
  • Блоги педагогических работников учреждений общего среднего образования
  • Блоги педагогических работников учреждений дошкольного образования
  • Виртуальные кабинеты
  • Виртуальные музеи
 

Правила безопасности в Интернете

Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима с той, в которой воспитывались их родители.

Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование.

С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет?
1. Коммуникационные риски или риски общения
интернет1

Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг).

Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.

Издевательство в сети наказуемо действующим законодательством. Согласно статьям 152, 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь человек, которого оскорбили, может обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства. Также оскорбившего можно привлечь к административной ответственности   по статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для этого необходимо обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства с заявлением.

Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей.

Социологические опросы об информационной безопасности детей и подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди –  36 %. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. 

Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.

2. Потребительские риски

Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль.

По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Очень часто злоумышленники звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами узнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты. 

Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.

В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по статье 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь до 7 лет лишения свободы. Если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется родителям.

Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение о призе (компьютер, мобильный телефон и пр.). Для этого у несовершеннолетних просят сообщить данные электронной карты (родителей) и цифры, которые пришли в СМС-сообщении на телефонный номер.

Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в социальную сеть сбрасывают вредоносную ссылку, по которой человек попадает на поддельный сайт и «засвечивает» все данные своей платежной карты, после чего приходит сообщение о списании денег.

Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации – наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За совершенные преступления ребенком в возрасте до 14 лет несут ответственность их родители.

Основные показатели, характерные для Интернет-зависимостиОсновные показатели, характерные для Интернет-зависимости

Основные показатели, характерные для Интернет-зависимости

Психологические симптомы
  • хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
  • невозможность переключиться на другую деятельность;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
  • ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
  • нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
  • неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
Физические симптомы
  • синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.
Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
  • высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
  • «подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • «экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
  • «напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений;
  • «неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).

Правила безопасности для несовершеннолетних в сети Интернет

Придерживайтесь следующих правил:
  • Не заходите на незнакомые и подозрительные сайты.
  • Если к вам по электронной почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
  • Если пришло незнакомое приложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
  • Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
  • Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
  • Сообщайте своим родителям, когда сталкиваетесь с чем-нибудь в Интернете, что заставляет вас чувствовать себя неловко.
  • Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы.
  • Не выкладывайте свои личные данные в Интернете (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей, пароли от своей электронной почты, электронного кошелька и др.). Помните, любая информация может быть использована против вас, в том числе в корыстных и преступных целях.
  • Используйте псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, пользовании он-лайн играми и в других ситуациях.
  • Не размещайте и не посылайте свои фотографии незнакомцам. Будьте внимательны, если вас просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
  • Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Старайтесь рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
  •  Если новый знакомый пытается говорить с вами на неприятные или пугающие темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщите об этом родителям или взрослым, которым доверяете, и сделайте снимок с экрана (screen-shot).
  • Если вы пользуетесь чужим устройством для выхода в Интернет, не забывайте выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
  • Ваши собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Не поддавайтесь на уговоры встретиться один на один, особенно – в безлюдном месте!
Всегда помните!!!
  • Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.
  • В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.
Если ситуация не находит решения

Вы можете обратиться по телефону доверия 170 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Горького, д. 79, или по телефону 55-70-33.

Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by.