Контроль за обеспечением качества образования – деятельность уполномоченных контролирующих (надзорных) органов (Департамента контроля качества образования Министерства образования, местных исполнительных и распорядительных органов) по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, иным требованиям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям законодательства об образовании.
Контроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.
- Критерии оценки степени риска
-
Критерии оценки степени риска для проведения выборочных проверок, утвержденные решением Гродненского областного исполнительного комитета от 8 декабря 2023 г. № 638 «Об изменении решения Гродненского областного исполнительного комитета от 27 февраля 2023 г. № 80»
Контроль за обеспечением качества образования
(повышающий коэффициент 1,2)
13.1. учреждения дошкольного образования и специального образования на уровне дошкольного образования:
по итогам календарного года, предшествующего году проведения выборочной проверки
13.1.1. обеспеченность педагогическими кадрами:
процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 60%
8
доля воспитателей дошкольного образования, имеющих образование по специальности «Дошкольное образование», менее 35%
9
доля воспитателей дошкольного образования, имеющих высшую и первую квалификационную категории, менее 35%
8
13.1.2. соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности:
превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале) (наличие фактов)
10
реализация образовательных программ, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанных в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале) (наличие фактов)
10
13.1.3. обеспечение безопасности образовательного процесса (динамика случаев травматизма воспитанников)
наличие учащихся, получивших травмы во время образовательного процесса (наличие фактов)
10
13.2. учреждения общего среднего образования и специального образования на уровне общего среднего образования
13.2.1. обеспеченность педагогическими работниками
процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 60%
8
доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, менее 50%
8
13.2.2. соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности
превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале) (наличие фактов)
10
реализация образовательных программ по специальностям, не указанным в лицензии (при наличии уровня среднего специального образования) (наличие фактов)
10
13.2.3. государственная аккредитация
отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
выдача учреждением образования документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
13.2.4. жизнеустройство выпускников
количество выпускников, получивших общее базовое образование, которые нигде не работают и не учатся (наличие фактов)
8
количество выпускников, получивших общее среднее образование, которые нигде не работают и не учатся (наличие фактов)
8
13.2.5. обеспечение безопасности образовательного процесса
наличие учащихся, получивших травмы во время образовательного процесса (наличие фактов)
10
13.3. учреждения дополнительного образования детей и молодежи
13.3.1 обеспеченность педагогическими кадрами
процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 60%
8
количественный состав педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, менее 30%
8
13.4. учреждения среднего специального образования
13.4.1. обеспеченность педагогическими кадрами
процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 70%
8
количественный состав педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, менее 40%
8
13.4.2. соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности
превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале) (наличие фактов)
10
реализация образовательных программ по специальностям, не указанным в лицензии (при наличии уровня среднего специального образования) (наличие фактов)
10
13.4.3. государственная аккредитация
отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
выдача учреждением образования документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
13.4.4. жизнеустройство обучающихся
процент сохранения контингента обучающихся на протяжении всего периода обучения от контрольных цифр приема в дневной форме за счет средств бюджета (в разрезе специальностей), менее 90%
7
процент выпускников, обучавшихся за счет средств бюджета в дневной форме, получивших направление на работу по полученной специальности от общего числа выпускников, подлежащих распределению, менее 90%
7
13.5. учреждения дополнительного образования взрослых
13.5.1. соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности
превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале) (наличие фактов)
10
реализация образовательных программ по специальностям, не указанным в лицензии (наличие фактов)
10
13.5.2. государственная аккредитация
отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
выдача учреждением образования документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
13.6. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по профилю образования, направлению образования
13.6.1. соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности
превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале) (наличие фактов)
10
реализация образовательных программ по профилю образования, направлению образования, не указанным в лицензии (наличие фактов)
10
13.6.2. государственная аккредитация
отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
выдача иной организацией документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации) (наличие фактов)
10
13.7. признаки добропорядочности учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществления образовательной деятельности, для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки
отсутствие нарушений в работе учреждения образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществления образовательной деятельности, за предыдущие проверяемые периоды
-2
отсутствие обоснованных жалоб на работу учреждения образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществления образовательной деятельности
-2
работа на рынке образовательных услуг более 20 лет
-1
- Типичные нарушения законодательства об образовании при осуществлении образовательной деятельности в части обучения иностранному языку
-
(по итогам мониторингов, проведенных структурными подразделениями районных и Гродненского городского исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2024 г.)
Наиболее характерные нарушения законодательства об образовании, установленные в ходе мониторингов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обучения иностранному языку (далее – субъекты) в Гродненской области:
в нарушение пункта 4 статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) субъекты не уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении им образовательной деятельности;
в нарушение пункта 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227, в уставе не указан порядок организации образовательного, воспитательного процессов (дополнительное образование детей и молодежи);
в нарушение приложения 10 к постановлению Министерства образования от 9 октября 2022 г. № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования», заключенные договоры о платных услугах с обучавшимися не соответствуют типовой форме договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе;
в нарушение пункта 1 статьи 230 Кодекса об образовании отсутствуют заявления о приеме (зачислении) лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи;
в нарушение пункта 1 статьи 68 Кодекса об образовании субъектами не принимаются решения о прекращении образовательных отношений;
в нарушение подпункта 3.6 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании не обеспечено ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних при приеме (зачислении) со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документам, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся;
в нарушение статьи 235 Кодекса об образовании не разработана учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
в нарушение части четвертой пункта 7 статьи 235 Кодекса об образовании не все программы объединений по интересам согласованы со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы.