
Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
ЧТО ВАЖНОГО ПОЯВИТСЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
- Бесплатный подвоз
-
Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но в Минобразования поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Новая норма решит этот вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
- Освобождение от ЦЭ
-
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов.
Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната. Шанс получить аттестат появится также у учащихся, не явившихся на итоговые испытания по уважительным причинам.
Школьникам, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения, которые выехали на санаторно-курортное оздоровление в период итоговой аттестации, а также учащимся, которые не смогут присутствовать на экзамене по причине болезни или иной уважительной причине, предоставят возможность сдать ЦЭ в резервные дни или в иные сроки, определяемые Министерством образования.
- Следование дресс-коду
-
Школьники обязаны будут придерживаться делового стиля одежды на учебных занятиях. Ранее требование было закреплено только в Государственном школьном стандарте.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
- Без дистанционного обучения
-
Если ребенок живет в Беларуси, то родители должны создать все условия для его обучения в белорусских учреждениях общего среднего образования – таким образом исключается дистанционное обучение детей в иностранных организациях. Для юных белорусов крайне важно знать свою историю, историю своих корней. Только в наших школах они могут изучать «Историю Беларуси», «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Белорусский язык», «Белорусскую литературу», раздел «География Беларуси». В наших учреждениях образования значительное внимание уделяют воспитательной работе: развитию патриотизма, любви к традициям и культуре белорусского государства
- Как с 1 сентября в школах будет организована работа группы продленного дня?
-
С 1 сентября 2025 г. вступит в силу постановление Министерства образования от 19 июня 2025 г. № 107 «О группах продленного дня».
Группы продленного дня открываются для учащихся:
I–IX классов – в учреждениях общего среднего образования, I–IX (X) классов – в специальных школах.Учащиеся зачисляются в группы продленного дня и отчисляются из них на основании письменного заявления одного из законных представителей. Решение оформляется приказом руководителя соответствующего учреждения.
Время работы группы продленного дня – не более 6 часов в день. При установлении продолжительности ее работы учитываются запросы законных представителей несовершеннолетних учащихся и специфика образовательного учреждения.
Общее руководство деятельностью групп продленного дня осуществляет руководитель учреждения общего среднего образования, специальной школы или уполномоченное им лицо.
Установлено, что условием открытия групп продленного дня является наличие:
необходимого количества заявлений законных представителей несовершеннолетних учащихся; необходимой материально-технической базы; возможностей для организации питания.Решение об открытии таких групп принимается учредителем учреждения общего среднего образования, специальной школы.
К основным направлениям деятельности групп продленного дня отнесено создание условий для:
самоподготовки к учебным занятиям, в ходе которой под руководством педагогического работника организуется учебная деятельность по выполнению домашних заданий и формируются навыки самостоятельной учебной работы; личностного развития учащихся; физического развития, усвоения основ здорового образа жизни; развития творческих способностей учащихся, вовлечения их в различные виды социально значимой деятельности; реализации основных направлений воспитания, овладения основами гражданского самосознания.